Философский аспект искусства ХХ- ХХI век в Израиле
Философский аспект настоящего развития искусства представляет собой абсолютный уход от бытовавшего веками официально установленного порядка следованию лучшим образцам классического искусства.
Современные формы искусства базируются на появившимся и развивающимся с ХХ века философским, эстетическим, моральным отношением к творчеству всего человечества. Появились и набрали силу новые формы творческой деятельности во всех областях искусства, включая даже такие фундаментальные области как архитектура, вопреки настойчивым препятствиям властей, и такое непонимание неизбежности прогрессивного процесса творчества человечества продолжается и поныне.
Современное искусство существует как в конкретных, так и в абстрактных видах.
Происходит активное проникновение и смешение бывших, когда то разъединенных конкретных видов искусства. И в театре, и в живописи, и в кино, и в художественной фотографии, и в телевидении, и в литературе постоянно возникает уход от конкретных образов и понятий в абстракцию. Это неизбежный процесс современного развития мышления и философии всего человечества. Поэтому мы наблюдаем этот процесс в любых произведениях творческой деятельности и в быте. И даже в фундаментальной области – архитектуре, где веками строили, следуя классическим образцам и стилям.
Новейшие достижения в философии, науке и технике позволили человечеству безгранично расширять когда то узкие рамки стилей в области искусства , достичь смешения и переплетения когда то разрозненных понятий этого искусства.
Появились и набрали силу новые формы творческой деятельности во всех областях искусства, включая даже такие фундаментальные области как архитектура, вопреки настойчивым препятствиям властей, и такое непонимание неизбежности прогрессивного процесса творчества человечества продолжается и поныне.
Современное искусство существует как в конкретных, так и в абстрактных видах.
Происходит активное проникновение и смешение бывших, когда то разъединенных конкретных видов искусства. И в театре, и в живописи, и в кино, и в художественной фотографии, и в телевидении, и в литературе постоянно возникает уход от конкретных образов и понятий в абстракцию. Это неизбежный процесс современного развития мышления и философии всего человечества. Поэтому мы наблюдаем этот процесс в любых произведениях творческой деятельности и в быте. И даже в фундаментальной области – архитектуре, где веками строили, следуя классическим образцам и стилям.
В конце ХIХ в., когда было открыто искусство древнего Египта и Японии, когда во всех областях творчества началось критическое осмысление классического наследия и возникло множество новых течений, таких как импрессионизм, кубизм, символизм и т. д. все эти новации органично сочетались с философией и увлечениями образованного общества - мистикой, оккультными науками, спиритизмом . Это неизбежно породило возникновение абстракционизма во всех областях искусства. Большую роль в этом процессе сыграло творчество выходцев из России. И до сих пор влияние российских и западноевропейских художников ощущается в творчестве современных авторов во всем мире и в том числе израильских. О смешении прежде разрозненных видов искусства в единое целое я собираюсь подробно написать, характеризуя конкретные произведения.
Коснемся истоков развития живописи и графики израильских художников. Безусловно, существует большое влияние произведений и философии Марка Шагала. На современное искусство израильских авторов повлияло и его отношение к живописному колориту каждого произведения, где события находят свое живописное отражение, и вызывает определенное настроение и отношение созерцателей. И это слово мною приведено не напрасно: появляется отношение к рассматриваемому произведению не как у обычного зрителя, так как и символы, и определенный колорит, и персонажи, парящие в воздухе, требуют особого осмысления и восприятия.
К примеру, в сложнейшей многофигурной композиции Марк Шагал показывает многозначное влияние революции на человечество, наряду с конкретными образами существуют и библейские персонажи.
Марк Шагал в своих многочисленных картинах, витражах, гобеленах рассказывает о жизни и деятельности библейских персонажей. Его работы можно видеть и в музеях Израиля и в кнэсете нашего государства.
Не удивительно, что очень большое влияние Шагала отражается в творчестве израильских художников. Хотелось бы показать его работы в небольшом фильме « Прикосновение к Шагалу ». Это даст возможность хотя бы осознать значение великого художника не только в истории Израильского искусства, но и всего мира.
Необходимо подчеркнуть особое положение израильских художников. Ведь им пришлось открывать, начинать до сих пор не существовавшее на израильской земле искусство. Неудивительно, что все творческие деятели, учившиеся в разных странах, и до приезда работавших там, привезли с собой и образование, и опыт работы, бытовавшие в странах их исхода. Как я уже писала, особо серьезное влияние оказывал на еврейских художников всего мира Марк Шагал - истинно Великий еврейский художник. Сейчас уже в Израиле существуют учебные заведения, выпускающие профессионально грамотных специалистов во всех областях искусства. Уже существуют определенные израильские художественные традиции, которые становятся в ряд с многочисленными стилями мирового искусства
У зрителей всегда возникает много вопросов к Марку Шагалу о его мировоззрении – о политических и религиозных взглядах, о пристрастиях или отрицанию современных течений в области культуры и искусства. К сожалению, он не очень охотно рассказывает и пишет о себе и своих работах. Вот один из его ответов в интервью в 1944 году: «…Художник не должен становиться между картиной и зрителем. Только сторонний наблюдатель может правильно объяснить смысл художественного произведения, не нанося никакого ущерба искусству. Объяснения художника лишь ограничивают понимание. Лучше всего непосредственное знакомство с произведением – или ретроспективный взгляд, который возможен только после смерти автора. В общем, судите о художнике по его картинам. Его слова, боюсь, не проясняют, а лишь затуманивают идеи, которые он хотел выразить…»